суббота, 4 ноября 2023 г.

"Простая русская женщина"

 

Простая русская женщина

  - Молодая я была, семнадцати лет от роду, наивная, - протяжно сказав последнее слово, начала свой рассказ моя попутчица.

   Еду в поезде в город Кемерово. Командировка. При нашей кризисной обстановке на работе не стала отказываться от командировки, несмотря на то, что дома остаются двое маленьких детей пяти и семи лет и отец детей. Отца тоже можно причислить к детям, потому что он не лучше детей ориентировался в быту и был ни к чему не приспособлен, если бы не выручала свекровь.

   От монотонного стука колёс меня отвлекли новые попутчицы – женщина лет 57 и совсем ещё молоденькая девочка подросток (так подумала я, а оказалось ей уже восемнадцать лет).

    Как только обустроились, получили постель и предъявили проводнице билет, мы начали душевную беседу. Кому как не попутчицам в поезде, когда впереди вся ночь, а спать под стук колёс не очень- то хочется, можно рассказать все о своей жизни, поделиться впечатлениями о просмотренном фильме  или о прочитанной книге или просто рассказать о всех передрягах в своей жизни.

   - Первый раз в жизни еду в поезде, - смущённо посмотрев на нас, сказала наша самая молодая попутчица. И вот тогда начала свой удивительный рассказ Екатерина Сергеевна, женщина предпенсионного возраста.

    - Молодая я была, семнадцати лет от роду, наивная. После окончания школы поехала поступать в педагогический институт в областной центр. Тогда в советское время мы все мечтали стать учителями. Учитель в посёлке был самый уважаемый человек. Так вот, села я где-то в полночь на поезд, достался общий вагон. Кстати, я тогда тоже, как и ты, - повернувшись к девчонке, продолжала она, - села в первый раз на поезд. В городе мы были ближе к восьми утра. Как известно язык до Киева доведёт, мне надо было, чтобы он довёл меня до пединститута. Спросив у прохожих, нашла институт,  причём шла всю дорогу пешком, даже в автобус побоялась сесть. Сдала документы в приёмную комиссию и, сжимая в руках три рубля на обратную дорогу, чуть ли не бегом добежала до железнодорожного вокзала, благо назад дорога знакома. Смотрю, на перроне стоит поезд, с виду такой же на котором приехала. Побежала в кассу, купила билет, зашла в вагон поезда указанный на билете (почему-то у входа в вагон не было контролёра), села на первое попавшее место и уснула крепким, здоровым сном – усталость дало о себе знать.

    Проспав около двух часов, просыпаюсь, смотрю в окно и меня…постепенно охватывает ужас – поезд едет в другом направлении! Я, беспомощно посмотрев по сторонам, спрашиваю у пассажиров, куда едет поезд. Услышав, что поезд едет совершенно в другой город, я в ужасе смотрю на попутчиков. Наверное, на моём лице было написано и отчаяние, и тревога, и страх, увидев всё это, одна из них посоветовала подойти к проводнице.

    Я медленно, шатаясь, хватаясь за поручни, иду по вагону, а в голове одна мысль: у меня ведь нет денег добраться до дома! Подошла к проводнице и всё ей рассказала.

  - Ну, милая, как же ты так неосмотрительно, надо же читать направление поездов, что же мне с тобой делать-то?

    Секунду – другую подумав, она говорит:

   - Ладно, сделаем так. Вот тебе билет, - с этими словами тётя Пана (так её звали) оторвала билет, погасила его, и протягивая мне, сказала:

   - Если контролёр спросит куда ты едешь, скажи до станции N.

   - Хорошо, - обречённо соглашаюсь я

   - Ты поди-ка голодная?

   - Угу, - киваю я.

   - Садись, я тебя чаем напою.

   Стакан горячего чёрного чая с сахаром, булочка с вареньем – вкуснее их мне казалось в тот момент я ничего в жизни не ела. Тётя Пана смотрела на меня по-матерински тепло и нежно, слегка улыбаясь. И всё время повторяла:

   - Ешь, милая, ешь, проголодалась смотрю, не стесняйся.

А я и не думала стесняться -  голод берёт своё.

   - Ну, ты сиди, чаёвничай, а я пойду в вагоне убирать.

   - Тётя Пана, можно я вам помогу, а то мне неудобно сидеть просто так, вы меня так выручаете, спасибо вам!

   И тётя впереди с коробкой для мусора, я за ней с веником и совочком – быстро и ловко справились с уборкой. Я родилась в многодетной семье и к труду была приучена с детства.

   - Поезд, сделав круг, в полночь стал приближаться к нашему областному центру, -   продолжала Екатерина Сергеевна.

   - Вот мы и вернулись в наш город, и что ты будешь делать ночью на вокзале, ведь твой поезд завтра в 3 часа дня? – спрашивает тётя Пана.

- Спасибо вам большое за всё, не беспокойтесь, я буду сидеть в зале ожидания на вокзале , а завтра поеду домой, - спокойно отвечаю я.

   - Что-то мне боязно тебя ночью ,молоденькую девчонку оставлять на вокзале . А знаешь что, наш поезд завтра к 12 часам  опять будет в этом городе. Сделаем так: на тебе билет, - с этими словами она опять отрывает мне билет и гасит его, - если спросят контролёры, скажи, что едешь до станции Х. А завтра днём поедешь в свой посёлок, только смотри – больше не путай поезда, - с улыбкой говорит мне тётя Пана.

    Вы представляете, я совершенно чужой человек и  она так обо мне заботилась, это же какой благородной души человек, простая русская женщина. У меня даже слов не было выразить ей благодарность, до того меня удивил её поступок!

    Я, конечно, ей помогала во всём, чем могла: и посуду мыла, и разносила чай пассажирам, и подметала тамбур, собирала мусор, словом, работала как заправская проводница.

   На следующий день, в полдень поезд опять приехал к нашему городу.  Тётя Пана сходила в кассу купила мне билет до моего посёлка. И, вернувшись, добрейшей души человек мне предлагает:

   - А знаешь, пошли ко мне домой, я живу в двух шагах от вокзала, до твоего поезда ещё три часа и  ты пообедаешь и пойдёшь. Ну как я могла отказаться. Поблагодарив в очередной раз тётю Пану, я беру её сетки-авоськи, где лежали её вещи: стакан и ещё что-то и пошли к ней домой. Дома её ждали уже взрослые дети. Меня посадили как гостью на кресло. Пока они накрывали стол, я, вдруг, обнаруживаю, что в руке нет моего билета! Я в панике, не показывая вида, посмотрела по сторонам, под стол, под стул, но увы! Ничего нет! А сама себя успокаиваю, что может на вокзале встретиться знакомый с нашего посёлка, займу деньги и куплю билет. О наивность!

    Пообедав, поблагодарив за тёплый приём, за вкусный обед, попрощавшись, я вышла из дома, в коридоре стояли сумки, которые я несла. И – о чудо! В стаканчике лежал мой билет, видимо, выронила, когда шла сюда и несла сумки.

   Бывают же такие случайности. Благодаря душевной  доброте тёти Паны, моей наивной непосредственности, высшие силы вложили этот билет именно в стакан, а не мимо.

   Эта простая русская женщина проявила такое участие в моей судьбе. Я ей тысячу раз благодарна. С такой теплотой я её вспоминаю до сих пор. Может быть, её нет уже на этом свете, но я уверена, что такие люди оставляют неизгладимый  след в сердцах людей. Вроде бы ничем неприметна, а как богата её душа! Я так жалею, что в суете сует, я не сходила к ней ещё раз. В жизни ни о чём не жалею, а вот об этом жалею. Мою тётю Пану я помню всегда, такую добрую, светлую простую проводницу!

    А в институт я, кстати, поступила, и работаю на педагогическом поприще без малого тридцать пять лет, - закончила свой рассказ Екатерина Сергеевна.

   Я слушала её рассказ и думала, что действительно мир не без добрых людей. Ещё неизвестно как бы повернулась судьба той молоденькой девчонки, не прими проводница простое участие в её судьбе. Вот такие как тётя Пана красят нашу землю, сеют в души людей семечко доброты.

   Я тоже шлю тёте Пане низкий поклон! Пусть живут и  здравствуют ваши дети, внуки, правнуки. Ибо такого человека не забудет никто!

   

 

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий