Детские
садовницы.
«Может, просто стало нам привычно,
Но не видеть этого нельзя,
Что у воспитательниц обычно
Вечером усталые глаза…»
Л.Литвак.
Да. Вечером усталые глаза. Человек,
который всю душу и сердце отдаёт маленькому человеку, поистине заслуживает
какого- то иного отношения со стороны окружающих. Почему то воспитательниц,
также как и учителей, можно узнать
сразу. Они какие - то другие, они окрыленные детской любовью. Как ни странно,
когда человек приходит в детское учреждение устраиваться на работу, именно
воспитатели остаются работать, т.е задерживаются надолго, а то и на годы.
Случайный человек сразу определяется с первых дней работы. Бывает так, что
человек закончил сначала педучилище, затем пединститут именно дошкольное
отделение, а работать не получается,
сколько бы он не закончил учебных заведении. А при встрече с детьми, именно
только при встрече, когда он остался один на один с ними, только тогда он
понимает – это не моё. Она, конечно, сразу не увольняется, тянет время в
надежде, что время покажет, что втянется в профессию. Нет, не получается. А
бывает наоборот. У человека совершенно иная профессия. А придя в детский сад,
она окунается с головой в работу, она окрылённая утром бежит на работу, с кучей
идей в голове, а после смены находит силы ещё и для своей семьи.
Дети отдают нам всю свою душу. Они
полностью раскрываются перед нами, как цветок. Вот уж поистине мы садовницы,
которые ухаживают за великолепным садом. Если ребёнок чувствует фальшь, он к
тебе больше не подойдёт.
В моей практике было много интересных
случаев. Были моменты, когда ребёнок сразу откровенно открывает всю душу. Так
всегда или почти всегда происходило с детьми советского времени. Я так думаю,
что жизнь тогда была размеренная, человек был уверен в завтрашнем дне и это
спокойствие передавалось от родителей к детям. А сейчас дети совсем другие. Их
с «голыми руками не возьмешь». На откровенный разговор не каждый ребёнок может пойти. Он сразу
настораживается, можно доверять собеседнику или нет. Чтобы ребенку помочь в его
детской «беде», приходиться окольными путями подходить к решению той или иной
проблемы .
Подходит ко мне девочка Ира и с грустными
глазами и вдруг мне заявляет:
- Моя мама меня не любит.
- Это почему ты так решила, - осторожно
спрашиваю я.
- Она больше меня не любит, она любит только
моего братика, - вздохнув с грустью, продолжает она.
Вот оно в чём дело! Я приготовилась
разрешить эту ситуацию, присела на корточки, только к ней повернулась, вдруг
она убегает к своим подружкам присоединяется к ним и включается в игру. Только
что передо мной стояла «горем убитая» девочка, и вдруг, как бы спохватившись, резко меняет
настроение. Я, как воспитатель, не могла оставить этот инцидент без внимания.
Потихоньку начала подбирать подходящий момент к откровенному разговору с Ирой.
Дома появился брат. Именно появился по её
мнению. Это для неё проблема большая. Она считает, что все отвернулись от неё,
отдушина для неё детский сад, а дома она всё воспринимает отрицательно. Я это
поняла.
И однажды случай представился. Я её выбрала в качестве помощницы расставлять
стулья в музыкальном зале для
представления. И как бы невзначай
завожу разговор о её семье.
-
Ирочка, как твой братик? Растёт?
-
Нет, - категорично отвечает она, - какой был маленький, такой и есть.
Мы с ней присели на стульчик. И ей начала
объяснять, что мама её очень-очень любит, просто она сейчас не может столько
времени тебе уделять, как раньше, ведь
братик совсем маленький, он беспомощный, без заботы и помощи мамы и папы ему не
обойтись.
- А я? Я же тоже маленькая! – с негодованием
смотрит на меня Ирочка.
- Ты, конечно, маленькая, - соглашаюсь я, - но
родители решили посмотреть справишься ли ты, можешь ли ты сама себя обслужить.
- Это как?
- Ну, вот, например, ты же сама можешь поесть?
- Ну, конечно, я же не маленькая, - тут же
сама себе противоречит моя собеседница.
- Вот! А братик твой сам может взять ложку и
поесть?
- Нет! Вы что! Он ничего не умеет! Он даже
сидеть ещё не может!
- Вот поэтому надо маме его и накормить, и
напоить, и купать, и переодевать. Представляешь сколько у мамы работы?
- Представляю, - задумчиво глядя куда-то в
сторону, медленно проговаривает Ира.
- И ты ей в этом должна помочь.
- А маме папа всегда помогает.
- Папа понимает, что маме тяжело, поэтому
помогает. И ты должна понять, как маме тяжело справиться с таким маленьким
братиком.
- Давай договоримся так, - продолжаю я, - ты
сегодня домой придёшь и будешь маме во всём помогать, о чем бы она тебя не
попросила. Стоп, - как бы спохватившись, глядя прямо ей в глаз, говорю я, - ты
ей в чём- то помогаешь?
- Не-а, ни в чём, я сама с куклами играю, -
услышала в ответ.
- Нет, так дело не пойдёт! Ты с братиком
поиграйся, знаешь, как он тебя любит, он тебя ждёт из садика и радуется, когда
ты приходишь!
- Правда? – неуверенно спросила Ирочка.
- Правда, правда! Ты сегодня придёшь с садика
и поиграй с братиком, он будет очень рад.
- Ладно, попробую, - как бы неуверенно, как бы
не надеясь, ответила она.
Я в свою очередь, придя домой с первой
смены, поговорила с мамой Иры, чтобы она меня поддержала. Рассказала про наш с Ирой
разговор.
На следующий день, моя Ирочка, проснувшись,
подбегает ко мне и восторженно начала рассказывать, что братик, оказывается, её
любит, и играется с ней, и мама её тоже очень любит, да и вообще, она,
оказывается, первая помощница и маме без её помощи никак не обойтись! Надо было
видеть, как у неё горели глаза, как ребёнок радовался таким простым вещам.
Такое у неё было ощущение, что жизнь налаживается. Вот ради таких моментов
стоит работать в детском саду, ради таких моментов стоит жить!
Байдаулетова
Корлан
Комментариев нет:
Отправить комментарий