понедельник, 31 мая 2021 г.

 

            «… Он вчера   не вернулся из боя»

                                                                             «Друг, оставь покурить,

                                                                                                  А в ответ тишина –

                                                                                                  Он вчера не вернулся из боя…»

 

    Моей свекрови Дюсеновой Умсун-Жамал Ханафиевне было 11 лет, когда началась Великая Отечественная война. У нее было два старших брата Мажит и Сарсенбай. К этому времени Сарсенбай и Мажит уже побывали, как сейчас говорят, в горячей точке – на Финской войне. К началу Великой Отечественной войны младшего брата Сарсенбая  демобилизовали и он был дома. На фронт он попал в августе 1942 года, как написано в военном билете «Призван по мобилизации Марьяновским РВК Омской обл. 1VIII – 1942Г».

    А старшего брата Умсун-Жамал Ханафиевны Мажита Ханафиевича к началу войны забрали на учебную подготовку, время было тревожное и, видимо, готовилась наша страна к войне.

    И однажды Мажит написал, что их отправляют на фронт, но есть возможность встретиться с родными, ибо поезд будет проезжать через Омск и будет там в определённое время.

   -  Все смешалось в нашем доме, - вспоминает Умсун-Жамал Ханафиевна. Мне было уже 11 лет, я все понимала и помню все, как будто это было вчера.

    Тётя Зағипа (жена Мажита) и радовалась предстоящей встрече и вместе с тем плакала, что мужа отправляют на фронт – ведь сын у него только родился и даже ещё его не видел. Начались хлопотные сборы: каждый житель аула, будь он родственник или сосед, старался помочь нашей семье: кто то приносил еду, кто то теплую одежду и все как могли поддерживали Зағипу и не знали то ли сочувствовать ей, то ли радоваться за нее. Но тем не менее собрались ехать в Омск. Колхоз выделил лошадь с телегой. Но, чтобы просто так порожняком не гонять лошадь в город, председатель поручил старику Халықу и его невестке Мариям, чтобы они продали в городе выращенные в колхозе огурцы. Меня взяли с собой, чтобы я держала ребенка, ведь Зағипа везла сына показать отцу. Под монотонный стук колёс я слушала, как старик Халық  успокаивал и поддерживал  тётю Зағипу, которая нет нет, да утирала слёзы уголком своего платка:

   - Ты, дочка, не плачь, держи себя в руках, ты скоро увидишь своего мужа, а он поцелует сына. А вот мне с ней каково, - старик незаметно кивнул в сторону Мариям, - проводили на фронт сына своего и ни писем нет, и нет никакой весточки. Каждое утро Мариям просыпается мокрая от слез. Поженили-то мы их аккурат перед началом войны. Нам ещё тяжелее, чем тебе.

      И тогда никто и подумать не мог, что мы его увидим моего старшего брата Мажита в последний раз.

    Приехали мы в Омск уже в сумерках. Подъехали к железнодорожному вокзалу и тут как раз услышали шум и свист подъезжающего эшелона. Тетя Зағипа дала мне ребенка, а сами все побежали искать по эшелонам моего брата.

    Сижу с ребёнком не телеге, убаюкиваю, благо малыш не плакал. Зато горькими слезами убивалась старушка, которая сидела рядом на бревне: она тоже пришла искать своего сына.

  - Забрали мою кровиночку, моего единственного сына, встречаю и провожаю каждый шалон (эшелон), но нет моего сыночка, - не то себе, не то мне рассказывая, причитала старушка.

    И, вдруг, я увидела, что из-за щели забора, пристально вглядываясь, мой брат сам ищет нас. И я радостно закричала:

   - Бапа! Мен мындамын!

Он увидел меня, обрадовался и кинулся к нашей телеге и тут подоспели тётя Зағипа со стариком Халықом и Мариям. Слёзы, причитания Зағипы, скупое похлопывание по плечу старика Халықа и счастливые сияющие глаза Мариям – всё это стоит перед глазами.

  Мажит понюхал в лобик своего сыночка и с грустью в голосе сказал:

- Сарам сияқты бақытты болсаң жарайді ғой!

    Сара – это его старшая дочь. Он вернулся с Финской войны живым и здоровым, встретился со своей семьёй, увидел свою дочь. И теперь, глядя на своего сына, он желал и ему, чтобы побыстрее закончилась война, и чтобы сын увидел своего отца живым и здоровым! Кто тогда знал, что эта проклятая война затянется на целых четыре года, - сокрушённо вздохнула Умсун-Жамал. Вытерев подступившие слёзы, она продолжила:

   - Потом раздался голос командира:

   -По вагонам!

И мой брат заторопился. Тётя Зағипа обняла его крепко-крепко и долго не могла отпустить его, как будто чувствовала, что видит она его в последний раз! И, глядя на него полными от слёз глазами, тихим, но твёрдым голосом предложила:

- Мажит, может останешься, мы тебя спрячем, кто хватиться в такой суматохе, а, останешься, - с надеждой смотрела она на него.

 - Нет, - твёрдо и уверенно ответил брат, - нельзя! Враг топчет нашу землю, если каждый смалодушничает, кто будет защищать вас! Не плачь, я вернусь, береги сына и дочь! С этими словами он уже на ходу прыгнул на подножку эшелона и долго махал нам, а поезд уносил его навстречу страшной войне. И мы его больше не увидели, только пришло известие, что он пропал без вести. Страшнее этого слова, наверное, тогда ничего не было.

    «Дюсенов Мажит 1908года рождения, а. Куланцы пропал без вести в апреле 1943г.» Так мы читаем сейчас в Книге Памяти. А сын его и по ныне живёт -  Дюсенов Галымжан Мажитович, всю свою жизнь проработал трактористом в родном колхозе, более сорока лет посвятил сельскохозяйственному труду и сейчас проживает там же, только сейчас деревня называется отделение Голенки  совхоза Конезавод Омский Марьяновского района.

    А младший брат Умсун-Жамал Ханафиевны Сарсенбай (как она его называла кіщі аға) был призван в ряды Красной Армии в августе 1942 года. И он, повоевав на Финской войне, дошел до Берлина в Великой Отечественной. На войне он служил шофёром и на своей полуторке подвозил боеприпасы, не раз избегая бомбёжки.

    После взятия Берлина его часть, уже читаем по документам, перекинули на запад, на войну с японцами, так что Сарсенбаю Ханафиевичу пришлось повоевать и на Японской войне. О его подвигах  и доблестях говорят удостоверения от медалей и орденов. Но, к сожалению, сами медали не сохранились.

   Младший брат моей свекрови Дюсенов Сарсенбай «демабилизован на Основании Указа Президиума Верховного Совета Советского Союза 7.VI-1946г.»

  В военном билете Дюсенова Сарсенбая в главе «Сведения об участии в Великой Отечественной войне и других войнах» читаем: «В Великой Отечественной войне в составе 817отд. авто ба-она- шофер с 5. IX – 1942г. по 11 XI -   1943г. В войне с Японией в составе 52 Автобригады – шофер с 01. VIII – 1945г. по 3. IX – 1945г.»

  А в главе под №24 «Имеет ли правительственные награды и какие» читаем:

  «Медали «За победу над Германией» 2. III – 1946 г.

«За победу над Японией» 11. III – 1946 г.

«За оборону Сталинграда» 23. II – 1944 г.

   Младший брат моей свекрови Дюсенов Сарсенбай, повоевав в трех войнах, не получив ни одного ранения, дожил до 86 лети и в 1999году умер в кругу своей семьи.

   Мы, внуки и правнуки наших дедов – победителей должны помнить и передавать по наследству то, что знаем мы и слышали от старшего поколения. И тогда связь времён не прервётся и будут помнить потомки, какой ценой досталась Победа над фашистской Германией в далёком 1945 году.

    Спасибо моей свекрови Умсун-Жамал Ханафиевне за то, что она рассказала мне всего лишь один эпизод своего далёкого детства. И если мы будем помнить об этом и расскажем в свою очередь своим детям и внукам, то связь поколении будет крепкой и надёжной. Мы, потомки тех солдат, помним и знаем, какой ценой досталась Победа. Так пусть помнят и знают об этом и последующее поколение!

    Вечная память всем тем, кто не вернулся из боя!

    Вечная память!       

 

 

 

                                                             Байдаулетова Корлан Серикбаевна,        

                                                             воспитатель БДОУ г. Омска

                                                             «Детский сад №112»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий